USD
378.44
EUR
446.07
RUB
4.925
GEL
140.62
среда, 4 февраля 2026 г.
погода в
Ереване
+1

Польза и риски: Тигран Джрбашян о присоединении Армении к AI-конвенции Совета Европы

30.01.2026, 10:06
Присоединение Армении к AI-конвенции Совета Европы дает повод сформулировать как возможности, так и риски
Польза и риски: Тигран Джрбашян о присоединении Армении к AI-конвенции Совета Европы

ЕРЕВАН, 30 января. /АРКА/. Присоединение Армении к Рамочной конвенции Совета Европы по искусственному интеллекту, правам человека, демократии и верховенству права дает повод сформулировать как возможности, так и риски, считает директор службы управленческого консалтинга компании «Америя» Тигран Джрбашян.

27 января в Страсбурге Рамочную конвенцию Совета Европы «Об искусственном интеллекте, правах человека, демократии и верховенстве права» подписали глава МИД Армении Арарат Мирзоян и генеральный секретарь СЕ Ален Берсе. 

По словам Джрбашяна, сама Конвенция не ограничивает развитие AI-factory, не регулирует вычислительные мощности, использование GPU или размеры моделей.

«Документ формирует для Армении важную базу международного доверия и легитимности, демонстрируя, что развитие ИИ у нас сочетается с принципами прав человека и правового государства. Это особенно важно для европейских партнёров, университетов, исследовательских программ и инвесторов, чувствительных к «ethical AI», - написал он в своем ФБ.

В то же время Джрбашян указывает на наличие реальных рисков, связанных не с содержанием Конвенции, а с ее возможном чрезмерном или некорректном применением в национальной политике.

«В случае, если она будет использована как тяжёлое техническое регулирование – с ограничением экспериментов, усложнением исследований или созданием правовой неопределённости для стартапов, то мы сами ослабим наш потенциал развития ИИ», - считает он.

Эксперт подчёркивает, что сила Конвенции заключается именно в том, что она задумана как принципиальный ориентир, а не как подробный свод правил, поощряет контролируемые эксперименты по принципу «песочницы» и допускает регулирование конкретных случаев использования, а не технологии или инфраструктуры.

В качестве вывода Джрбашян отметил, что при корректном применении Конвенция может стать конкурентным преимуществом Армении, тогда как неверная интерпретация способна превратить её в инструмент самоограничения.

«Все зависит от того, как мы ее переводим в политике и институциональной практике», - резюмировал эксперт.

Конвенция является первым международным правовым документом, целью которого является обеспечение защиты основных прав человека в сфере применения ИИ. Подписание конвенции создаст возможность посредством тесного сотрудничества с международными партнёрами развивать правовое поле, связанное с применением ИИ.